Возобновляемые и ядерные источники в совместной «борьбе за климат»

22 октября 2015 - Виктор Холев

Более 100 мировых лидеров собрались 24 сентября 2014 года в Нью-Йорке для обсуждения международных усилий по сокращению эмиссий СО2 и борьбе с изменениями климата. На саммите выступили президенты США, Бразилии и Франции, британский премьер и вице-премьер Китая.

 

Но самый большой резонанс вызвало выступление не мировых лидеров, а иконы кинематографа. Выступая в своем официальном качестве посла мира ООН, Леонардо ди Каприо обратился к собравшимся главам государств: «Вы либо сотворите историю, либо будете прокляты». И далее: «Речь не о том, чтобы советовать людям перейти на новые лампочки или гибридные автомобили. Речь о том, чтобы промышленность и правительства во всем мире предприняли решающие широкомасштабные действия».

 

Время действий, по-видимому, действительно подошло. «Продолжающееся бедствие по изменению климата к концу столетия приведет к такому повышению температуры, что рискует обрушить пищевые системы, спровоцировать увеличение числа конфликтов с применением насилия и превратить некоторые части мира в необитаемые». На подобные драматические сценарии не скупится Межправительственная комиссия ООН по изменению климата (IPCC). Очередной, третий по счету доклад из серии исследований экологических, социальных и экономических последствий повышения глобальной температуры был опубликован в апреле.

 

По данным ученых, рост эмиссий в период 2001-2010 гг. ускорялся в среднем на 2.2% в год (то есть на гигатонну в эквиваленте диоксида углерода) по сравнению с 1.3% в предыдущие 30 лет. Это ставит под угрозу выполнение закрепленной в международных договорах цели: стабилизации потепления в рамках не более 2 градусов Цельсия от доиндустриального уровня.

 

В отсутствие дополнительных усилий по ограничению эмиссий парниковых газов, сегодняшние тенденции могут привести к утроению их концентрации в атмосфере уже в этом веке, то есть с 1750 года потепление с 3.7 повысится до 4.8 градусов Цельсия. Это увеличит риск таяния ледников и морского льда, приведет к увеличению длительности жарких и засушливых периодов, а также усилению штормов и наводнений.

 

По словам председателя IPCC Раджендра Пачаури, «доклад показывает необходимость в развертывании международного сотрудничества на беспрецедентном уровне».

 

По данным доклада, 35% эмиссий «поставляет» энергетический сектор, 22% — сельское и лесное хозяйство (в т.ч. уменьшение площадей лесов), 21% — промышленность, 14% — транспорт и 6% — города. Это означает, как предупреждает доклад, что в числе мер, удерживающих климатические изменения в безопасных пределах, должно быть «резкое изменение энергетической политики».

 

«Миру следует утроить объем энергии, производимой на станциях, использующих возобновляемые и ядерные источники, а также технологии улавливания эмиссий. Чем дольше мы откладываем внедрение климатической политики, тем больше нам придется рисковать впоследствии. Мы должны отойти от обычного порядка ведения бизнеса, и этот отход представляет собой огромный технологический и институциональный вызов», — заявил Оттмар Эденхофер, сопредседатель подготовившей доклад группы из 235 ученых.

 

Однако в триаде «безуглеродных» энергетических технологий — возобновляемые, ядерные источники и улавливание эмиссий — не все так очевидно. Впервые в этом столетии, в 2013 году, темпы роста мировой ветроэнергетики замедлились. Причины — и в сланцевом газе США, и в политике ряда стран ЕС, сворачивающих программы возобновляемой энергетики из-за роста цен. Энергетическая стратегия ЕС «слегка сдвигается» с «жесткого упора» на возобновляемые источники. Главное изменение — «предоставление странам-членам ЕС большей гибкости при определении способа перехода к безуглеродной энергетике, учитывающего специфику этих стран, их предпочтения по энергетическому набору и потребности в надежном энергоснабжении, а также позволяющего свести цены к минимуму». Первым испытанием для этого подхода должно стать одобрение британских планов по введению рассчитанных на длительную перспективу цен на электроэнергию, что позволит получить средства для инвестирования в строительство АЭС.

 

Что касается позиции доклада ООН по отношению к энергии атома, то она состоит в следующем: «ядерная энергия — развитой источник базовой нагрузки, производящий мало эмиссий парниковых газов, однако его доля в глобальном производстве электроэнергии снижалась с 1993 года. Ядерная энергетика может вносить растущий вклад в малоуглеродную энергетику, однако здесь существует ряд препятствий и рисков, например: эксплуатационные риски и проблемы, риски добычи урана, финансовые и регуляторные риски, нерешенные проблемы обращения с РАО, вопросы распространения ядерного оружия, а также неблагоприятное отношение со стороны общественности. Сейчас для решения данных проблем разрабатываются новые реакторные технологии и технологии ЯТЦ, уже достигшие определенного прогресса в плане НИОКР по безопасности и обращению с РАО».

 

Стоит заметить, что доля низкоуглеродной энергетики в мировом энергетическом.наборе в новом веке отнюдь не растет, как это может показаться из победных реляций об успехах возобновляемых источников, а упорно стоит на отметке 13%. В России немного меньше — 11%. В Германии, после массового закрытия АЭС, стабилизировалась на 17%. В Китае и Индии пока не дотягивает до 10%. При этом во многих странах (например, в США) вклад ядерной генерации в «борьбу за климат» заметно больше 50%.

 

А. Гагаринский

И. Гагаринская

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий